Как происходит мошенничество в российской банковской сфере
Тинькофф опубликовали собственное исследование методов мошенничества, сумм потерь клиентов и демографии в российской банковской сфете. Использованы данные клиентов Тинькофф + 400 000 клиентов российских банков из топ-30 по объему активов.
Исследование интересное и позавательное, рекомендую. Единственный недостаток — нет числа жертв и суммы потерь в абсолютных величиных, только доли. То есть «объём рынка» мошенничества и число жертв не раскрыты.
Основные выводы:
— На социальную инженерию приходится 70% всех случаев успешного мошенничества. За два года её доля в общей структуре фрода выросла в 2 раза. Социальной инженерией названы сценарии, когда клиент переводит мошенникам деньги самостоятельно или предоставляет им платежные данные по своей воле
— 41% — это случаи, когда пострадавшие сам переводит деньги злоумышленникам. В 29% случаев клиенты предоставляют преступникам данные карты и коды из смс
— Средняя сумма для всех попыток мошенничества — около 14 000 рублей, за год эта цифра сократилась на 13%. Технологии машинного обучения помогли сократить средний чек при утере/краже карты за два года почти в два раза — до 9 800 рублей
— Женщины становятся жертвами мошенников реже, чем мужчины. Люди, состоящие в браке, попадаются на уловки мошенников почти вдвое реже, чем неженатые
— Клиенты банков с ученой степенью чаще всего самостоятельно переводят деньги преступникам — в 2,3 раза чаще чем клиенты с начальным и средним образованием
В конце исследование описаны типичные и нетипичные схемы мошенничества и базовые правила безопасности.